Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы".
На всю Лидию [1] славилась Арахна своим искусством. Часто собирались
нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее
работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как
воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды
воскликнула она:
- Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей
меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала
перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
- Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт.
Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством.
Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные
слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная
в своем искусстве, смело ответила она:
- Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие
наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и
сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина,
отчего не хочет она состязаться со мной?
- Я здесь, Арахна! -- воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и
славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом
загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих
сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо
Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она
состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале
посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с
Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди
них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял
колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый
источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла
своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная
олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный
[2]. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а
вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем
покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми,
одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из
цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не
уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение
к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу
Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она
свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну
и сказала ей:
- Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет
длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось,
густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит
паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
[1] Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н.э.
[2] Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма
Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в
сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.